Историки называют ярмарки самой древней формой общения продавцов и покупателей. Подтверждает это и фольклор: «Где двое, там рынок, трое - базар, а семеро - ярмарка», - издревле говорили в народе. В средние века, когда споры между государствами и отдельными общинами разрешались военным путем, ярмарки выполняли не только экономические, но и миротворческие функции. На ярмарках происходила купля-продажа, которая продолжалась не один день, а бывало, и целый месяц. Каждый хорошо знал, в каком месяце, в какие дни церковного календаря, в праздники каких православных святых отводилось время для ярмарок. Сроки крупнейших ярмарок определялись так, чтобы купцы по окончании одной ярмарки успевали перебраться на другую. На ярмарке каждый торговал, как и где только мог. Богатые, солидные купцы вели торговлю в каменных постройках и складах, специальных гостиных дворах и торговых рядах. Торговцы средней руки - в сараях и деревянных лавках и клетях, в балаганах и палатках, в ларьках и киосках. Те, кто победнее, - в шалашах, крытых лубком или рогожами, а то и прямо с возов и телег. Кроме того, на каждой ярмарке было множество мелких торговцев. Это были коробейники, офени, ходебщики, лотошники и прочие разносчики всякого товара. Проведение ярмарок обычно приурочивали к церковным праздникам, что служило не только гарантией безопасности, но и придавало мероприятию торжественность и обеспечивало массовое участие населения в торгах. Вместе с тем нужно помнить, что душа каждого человека всегда ждет и разрядки, отдыха и веселья. Именно поэтому ярмарочная площадь становилась еще и местом проведения традиционного досуга - местом гуляний, разнообразных представлений, затей и увеселений. За развлечения на ярмарочных площадях в те годы отвечали скоморохи. Они давали представления с медведями и козами, играли на дудках, балалайках, трещотках. Работали балаганы, артисты развлекали публику песнями и кукольными представлениями. За порядком следили полиция и сторожа. В их обязанности входил надзор за торговыми точками: чтобы не было воровства и хулиганства. В XIX веке русские ярмарки играли важную информационную и культурную роль. На них жители разных городов и регионов обменивались новостями, здесь же общались с торговцами из других стран. Перед открытием ярмарки обычно проходил крестный ход, а после ее закрытия- торжественный молебен.
Ярмарка колыванская.
С 1892 года в городе Колывани с 1 по 11 ноября (ст. ст.) проводилась «Козьмодемьянская» ярмарка. Ярмарка была названа в честь святых Козьмы и Дамиана. В народе они слыли кузнецами – бессеребренниками, которые ходили по селам, помогали людям, а платы не брали, творя добро от души. Народ считал их покровителями кузнечного искусства и женского рукоделия. День Козьмы и Дамиана 1 ноября (ст. ст.) - это день проводов осени и встречи зимы, день, когда отмечали завершение работ в поле и огороде и приступали к делам домашним. На Соборной площади в Колывани всегда было много народу. Но особенно людно в дни Козьмодемьянской ярмарки. Повсюду продавались сладости: баранки, пряники, конфеты, леденцы из жженого сахара. Продавался крупный рогатый скот, лошади. Шерсть, овчины, кожи скупались пимокатами, скорняками, владельцами кожевенных заводов и мастерских. В мясном ряду торговали говядиной, бараниной, свинины в продаже практически не было. Зато много было битой птицы: кур, гусей, уток. Торговали своими изделиями кустари: пимокаты продавали валенки, скорняки - тулупы, полушубки, шапки; сапожники - сапоги, коты, бродни, чирки, обутки. Продавались рогожи, мочала, щетки, веревки, канаты, мешки, холсты и льняное полотно, сундуки, ободья, колеса, бочки, кадки, лагушки, бревна, дрова, пенька. Цены на ярмарке - договорные, кто как сторгуется: кто-то продаст подороже, кто-то продешевит. На телегах, возах или санях, в зависимости от погоды, привозили на ярмарку крестьяне из окрестных деревень съестные припасы, а здесь, выручив деньги за проданные товары, закупали все необходимое для хозяйства у колыванских ремесленников. У экипажников и шорников - колеса, дуги, хомуты, ременную и веревочную упряжь. Большим спросом пользовались кузнечные изделия, разные инструменты - долота, отвесы, сечки, молотки, косы, бороны, лемеха и отвалы к плугам, вилы, пилы, крюки да гвозди кованые, запоры для ворот и амбаров, сверла, коловороты и прочее.
Кузнецы – братья Коровниковы, Дом кузнеца Помыткина Ф.П.,
г. Колывань; 1920 г. ул. Овчинникова, д.60, год постройки 1889 г.
Колыванские веревочники изготавливали из пеньки прочнейшие веревки разной толщины - от тоненькой бечевки до корабельных канатов, о высоком качестве которых знали и при царском дворе. Снаряжая II-ю Камчатскую экспедицию Витуса Беринга Анна Иоанновна своим указом «… В Чеуской острог прикащику Кругликову…» повелела «…купить…пеньки 700 пуд» и «отправить для отсылки в оную экспедицию в Енисейск немедленно…». Умелые столяры-бондари, изготавливали массу необходимых людям вещей: это и деревянная посуда - ложки, миски, чашки, ковши; и скалки, и рубели, и долбленные из кусков кедровых стволов корытца разного размера, которые в крестьянском быту использовались вместе с сечками для измельчения овощей и мяса. В маслобойках - пахталках сбивалось вкуснейшее сливочное масло, которое скупалось купцами и зимами целыми обозами отправлялось в Западную Европу, где пользовалось повышенным спросом, так как его качество было гораздо лучше местного.
Маслобойки. Колыванский краеведческий музей.
Много товара продавалось на городской ярмарке в Колывани. Большим спросом пользовался известный на всю Сибирь сельхозинвентарь, изготовленный колыванскими мастерами. А изделия колыванских гончаров (чашечников да горшечников) с успехом расходились не только в Колывани, но и во всех населенных пунктах нынешней территории Новосибирской области. В этих корчагах с широким горлышком можно было не только хранить различные сыпучие и жидкие продукты, но и заводить тесто. Они получили название «колыванки». Лучшими гончарами в Колывани были: Пузырев Степан Дмитриевич, Романов Яков Егорович, Ушнурцев Яков Федорович, Голощапов Леонтий Иванович, Павлов Иосиф Николаевич, Карпов Тихон Иванович, Ушнурцев Ефим Федорович, Панин Ермила Саввич, Ведерников Иван Федорович. Более 50-ти ремёсел бытовало в Колывани. Сырьё для большинства кустарных производств колыванцам не нужно было искать вдали от места проживания.На кирпичных заводах изготавливался отменного качества кирпич: и обычный, и «штучного набора» - лекальный. И кирпичники, и гончары копали глину в ямах за городом - каждый для своего производства. Благо её разновидностей здесь достаточно: и красная, и жёлтая, и белая, и охристая, и голубая... В деревнях крестьяне сеяли лён и коноплю, зерновые культуры, разводили скот. Значит, была пряжа для ткачей, пенька для верёвочников, льняное и конопляное семя для маслобоен, сливки для маслодельных заводов. Зерно мололи на водяных и паровых мельницах. Из муки местного производства пекари и кондитеры пекли хлеб, калачи, шаньги, пирожные и прочие вкусности, а сахар и пряности приобретали у торговцев колониальными товарами. Купцы - прасолы поставляли ежегодно до 12-13 тысяч голов крупного рогатого скота и до 15-18 тысяч овец. Хватало сырья для работы мясникам и колбасникам. На кожевенных заводах выделывались шкуры, изготавливалась разных сортов кожа для пошива обуви - простой и модельной, что устраивало колыванских сапожников.
Колыванский цех по переработке овчины.
В овчинно-шубных мастерских выделывались овечьи шкуры. Мастера- скорняки шили тулупы, полушубки, дохи, шапки. Охотники продавали им шкурки лис, белок, куниц, бобров, соболей для пошива дорогих меховых изделий.Настриг шерсти овец в крестьянских хозяйствах использовался не только для изготовления шерстяной пряжи. Много шерсти закупали пимокаты и войлочники. Валенки и кошмы изготавливались не только по заказам местных жителей. Большие партии этих изделий шли на продажу.Для дубления шкур кожевникам и крашения тканей красильщикам необходимо было большое количество ивовой коры. Остававшийся после снятия коры прутик использовался для изготовления кошевок для саней и возков, корзин и плетёной мебели. Лес обеспечивал сырьём плотников, возводивших дома и украшавших их резными узорами карнизов и наличников; столяров, изготавливавших двери, рамы, мебель. А сколько деревянных изделий производили бондари: кадки, бочки, ушаты, лохани, рубели, скалки, посуда. Из баклушки выстрогать деревянную ложку или свернуть туесок из бересты умели почти в каждом крестьянском доме. Древесина нужна была и экипажникам для изготовления транспортных средств: телег, возков, саней, пролёток, карет, колёс, дуг. Из пней и колод смолокуры гнали смолу и дёготь, угольщики выжигали древесный уголь. Что не производилось на месте, привозилось в Колывань купцами: железо для кузниц, дорогие ткани - для зажиточных людей, дешёвые хлопчато-бумажные - для простых тружеников. Значит, много работы было и у портных. Трудолюбивые и смекалистые были наши земляки! Умели и домотканные ткани покрасить, и церковные купола позолотить; одеяло из сотен лоскутков выстегать - да так, что залюбуешься. Белую нить превратить в ажурное кружево, а цветными нитками вышить яркие узоры на скатертях да рушниках. И ничего-то у них не пропадало - всё шло в дело: даже рога и копыта животных поставлялись в качестве сырья для изготовления пуговиц и прочих галантерейных товаров.
1. Миненко Н.А. «По старому Московскому тракту»; Новосибирск, Новосибирское книжное издательство, 1990;
2. «Из истории сибирского купечества»; Новосибирск, НГОДНТ, 2002;
3. «История Новосибирской области с древности до наших времен»; Новосибирск, Горница. – Литфонд. 1996;
4. Щеглова Т.К. «Ярмарки юга Западной Сибири в конце XIX – начале XX века»; Барнаул, Издательство Алтайского государственного университета, 2001;
5. Фотографии из фонда Колыванского краеведческого музея.