2013 год был юбилейным для жителей Колыванского района и для всей Новосибирской области, т.к. освоение её территории началось с возведения острогов, в том числе Чаусского в 1713 году.
Развитие Сибири было невозможно без острогов, которые строились для охраны южной границы государства Российского. И история их возникновения неслучайно вызывала и до сих пор вызывает интерес у учёных, историков и археологов.
Одним из первых исследователей острогов в XVIII веке был российский историк Г.Ф. Миллер. Конкретно изучением истории острогов, возникших на территории нашей области, занимались учёные: Н.Р. Емельянов, В.И. Шунков, Н.А. Миненко, Д.Я. Резун, К.П. Зайцев, В.И. Молодин, А.В. Новиков. Археологические исследования острогов проводили С.В. Колонцов, А.В. Шаповалов, А.П. Бородовский.
Учебное пособие «Русские остроги XVIII века на территории Новосибирской области», составителями которого являются Елена Львовна и Андрей Павлович Бородовские, – включает в себя подробную научную информацию об истории, причинах возникновения, устройстве и назначении острогов.
К началу XVIII столетия территория Колыванского района оставалась вне зоны расселения. Из-за постоянной военной опасности, набегов кочевников, крестьяне боялись здесь селиться и выбирали более спокойные места, хоть плодородные земли лесостепных и степных территорий не могли не привлекать их.
Всё изменилось после поручения томскому боярскому сыну Дмитрию Ивановичу Лаврентьеву «приискать вверх по Оби реке на усть реки Чауса» удобное место для строительства острога. (Надо заметить, что первый государственно-административный пункт уже был создан в 1703 году – им стал Умревинский острог (Мошковский район). Поэтому в 1713 году Дмитрий Лаврентьев отправляется к устью Чауса, чтобы выбрать место для строительства ещё одного острога.
Отправившись с отрядом казаков на поиски удобного места, Лаврентьев нашёл его в «новой поселённой деревне Анисимовой», в 6 верстах от впадения реки Чаус в Обь.
И 29 июня 1713 года служилыми людьми Дмитрия Лаврентьева и «пришлыми» началось строительство Чаусского острога, продолжавшееся чуть больше двух месяцев – до 4 сентября того же года.
Что же представляла собой Чаусская крепость? Сохранилось несколько описаний, однако, не уцелело ни одного чертежа. Сам Д.И. Лаврентьев представил её описание в челобитной Петру I. Острог был выстроен четырёхугольным в плане, длиною 50 сажен (106, 68 м) и поперёк «тридцать сажен печатных» (64,08 м).
Прямоугольная форма считалась наиболее удобной для организации обороны. Стены его были выполнены в технике, характерной для города – «тарасами». По углам были срублены четыре глухие башни и в стенах две башни с проезжими воротами и «запускными решётками».
Через шесть лет после возведения укреплённого пункта, в нём была заложена деревянная церковь (1719 г.), что свидетельствует о важности этого поселения и многочисленности Чаусского уезда.
Количество возведённых башен также говорит о статусе острога. Острог с 5 и более башнями, как правило, сооружался на месте будущих городов, поэтому неслучайно дальнейшее преобразование Чаусской крепости с её 6 башнями в город Колывань.
Долгую жизнь острогу пророчило и его благоприятное месторасположение. Важную роль в налаживании регулярного сообщения на Тарско-Томском участке Московско-Сибирского тракта он начал играть сразу же с момента возникновения.
Таким образом, выполняя функцию транспортного и перевалочного пункта, находясь в богатой природными ресурсами местности, построенный «на совесть» Чаусский острог вместе с прилегающей к нему округой стал стремительно развиваться.
За острогом, действительно, быстро закрепляется репутация места, где «особенно хорошо живётся». Сюда переселяются жители не только Тарского уезда, но даже жители «из града Тобольска».
Пожалуй, самую важную роль в развитии территории сыграла её вовлечённость в торгово-транспортный оборот Сибири, здесь проходили как водные, так и сухопутные важнейшие дороги.
Через многие селения проходил великий Московско-Сибирский тракт, движение по которому во всякое время года было оживлённым, по тележному и санному пути ежегодно отправлялось более 41 миллиона пудов различных грузов, для чего требовалось от 80 до 100 тысяч подвод и 20 тыс. возчиков. Чаусский острог был как раз ключевым пунктом тракта, служил основным поставщиком почтовых лошадей для перевозки людей и грузов. В дальнейшем караваны повозок товаров следовали этим путём. Это была дорога, которая соединила крупные города России, позволяющая вести успешную торговлю с Китаем.
Рассказывая о Чаусском остроге, нельзя обойти и тему города Колывани, так как к 90-м годам XVIII в. Чаусского острога как такового уже не существовало, а поселение, разросшееся вокруг его стен, по своему виду, по развитию товарно-денежных отношений, по структуре и составу жителей, по общему культурному уровню - больше походило на город.
Но когда официально был получен статус города? Когда появилась Колывань? По этому вопросу у историков нет однозначного мнения, нет документов, которые бы прямо указывали на конкретную дату. Оспаривается много версий… Для одних точкой отсчёта является 1713 год – год возникновения Чаусского острога, 1797 год упоминается в связи с упразднением Колыванской губернии. Но в 1822 году – М.М. Сперанским и Г.С. Батеньковым была проведена городская реформа; в Сибири вводилось новое районирование и изменялась система учреждений для управления сибирскими губерниями. В рамках этой реформы 22 июля того же года был «учреждён город Колывань и назначен он из Чаусского острога». Город получил герб и по замыслу авторов реформы должен был стать губернским центром. Вот этот факт никем не оспаривается. В официальных бумагах – такого общероссийского масштаба – Колывань названа в 1822 году.
Так в чём же загвоздка? Исследователи не могут определить критерии, на основе которых можно было бы принять решение о рождении города. Что считать за его начало? Приказ «свыше», «официальный статус»? А может когда жители начинают считать себя горожанами, а поселение реально принимает облик города с соответствующими учреждениями.
С учёными не поспоришь, и кто-то до сих пор считает, что вопрос о дате основания Колывани – с точки зрения исторической науки, остаётся открытым.
Все эти события происходили, когда Чаусский острог неизменно входил в состав Томского уезда Томской губернии. И трудно пересчитать сколько судеб было связано с ним – только по Московскому тракту – торговому, почтовому, военному и печально известному «кандальному пути», через Чаусский острог, а позднее через Колывань проследовали не только уголовники, но и люди высокого нравственного и гражданского долга, стремившиеся к справедливому устройству государственной жизни: А.Н. Радищев; все декабристы, их жёны и невесты, известные русские писатели – В.Г. Короленко, Н.Г. Чернышевский, А.П. Чехов. Не менее четырёх раз был в Чаусском остроге проездом в Томск и обратно известный «арап Петра Великого» - Абрам Петрович Ганнибал – замечательный инженер-фортификатор, прадед А.С. Пушкина по материнской линии. Конечно, он инспектировал военные укрепления и вооружения Чаусского острога.
… Давно уже нет Чаусского острога, лишь на старых картах встречаются обозначения – Чаусский острог (1713 г.). Но до сих пор в Новосибирской области очень много населённых пунктов, появление которых 300 лет назад обеспечил Чаусский острог – небольшая деревянная крепость с казачьим гарнизоном, вставшая на защиту интересов государства Российского. Поэтому колыванцам посчастливилось жить в исторически уникальном месте, с такой необычной историей, в котором – ещё в 18 веке – исследователями было отмечено «особенно хорошо живётся!».