Каждый год наша страна отмечает дату прорыва блокады Ленинграда. В годы войны лишения испытывала вся страна, но на долю ленинградцев выпали самые страшные испытания. С 10 июля 1941 года началась битва за Ленинград. По замыслу противника группа армий «Север» - 42 дивизии численностью 725 тысяч человек и 5 финских дивизий должны были разгромить советские войска, находящиеся возле устья Невы и овладеть Ленинградом, а также одновременно ударить в петрозаводском, олонецком направления, по полуострову Ханко и уничтожить Балтийский флот. Ленинград гитлеровцы взять не смогли, а вот обойти его им удалось.
8 сентября 1941 года сомкнулось кольцо блокады.Что значило словосочетание «ленинградская блокада»? Это жестокие бои днём и ночью. Постоянные артобстрелы и бомбёжки. Закончившиеся запасы хлеба и других видов продовольствия, топлива.Началось массовое вымирание людей - от голода, а затем от голода и холода. Уже 20 ноября 1941 года была установлена минимальная норма хлеба - 125 г в день - для служащих и иждивенцев; для рабочих - 250 граммов. Суточная калорийность питания для рабочих составляла 1087 калорий (1\3 нормы), а для служащих и иждивенцев - 581-466 калорий (1\7 нормы).А что это такое - блокадный хлеб? Тёмно-коричневый липкий комочек на 40% состоящий из примесей: мучной пыли, древесной целлюлозы, лебеды и прочих малосъедобных веществ. Жители старались изыскать «дополнительное питание» - это студень из столярного клея, комья мёрзлой земли, подобранные на месте сгоревших бадаевских продовольственных складов, хранившиеся на всякий случай лекарства.
Мучительное чувство голода... Дистрофия... Известная поэтесса Ольга Берггольц, перенёсшая блокаду, так писала об этом состоянии: «Каждый . ленинградец... начал ощущать доселе непривычное чувство голода..., от которого было не отвязаться, с которым мучительно трудно было работать, думать, просто ходить по улицам...» Ещё в сентябре последнее получение керосина - и больше не нужны уже ни примусы, ни керосинки. 17 ноября погасли электрические лампочки. Голод... Холод...Темень...Началось массовое вымирание людей. Смерть царила в городе. У живых не было сил даже для того, чтобы похоронить своих близких, друзей, соседей. На улицах лежали тысячи трупов. Трагедия блокадного города ярко отражена в скупых строчках дневника юной ленинградки Тани Савичевой. Всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти. В них не было ни страха, ни жалоб, ни отчаяния. Только скупая и лаконичная констатация жутких фактов:
28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.».
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
Из книги «Детская книга войны. Дневники 1941 - 1945» издание 2017 г.
Нет электричества, не работает водопровод, нет топлива... Чтобы ежедневно снабжать ленинградцев скудным пайком хлеба - зачастую единственной пищей на весь день - рабочие хлебозавода носили вёдрами воду с Невы; специальная бригада из 40 женщин, которая работала на сломе деревянных домов, обеспечивала необходимое для выпечки топливо; замес и разделка хлеба производилась вручную при свете коптилок и лучины.
В больницах и госпиталях была острая нехватка медикаментов, особенно перевязочного материала. А раненые поступали не только с линии фронта, но и с улиц города.В ботанический сад Академии наук СССР поступали от врачей служебные записки, в которых они просили собирать мох и присылать в лечебные учреждения в качестве перевязочного материала.Но город жил вопреки всему. День и ночь работали заводы, выпуская оружие, боеприпасы, танки, которые со двора кировского завода сразу отправлялись в бой. Ленинградцы ежедневно выходили на рытьё окопов и сооружение противотанковых и противопехотных укреплений. Их протяжённость ещё в 1941 году была в три раза больше расстояния между Ленинградом и Москвой.Уже летом 1943 года в городе работало 212 заводов и фабрик союзного значения, выпускавших более 400 видов военной продукции. За время блокады было построено и отремонтировано 2000 танков, 1500 самолётов, более 250 боевых кораблей, тысячи полевых и морских орудий, 225 тысяч автоматов, 12 тысяч миномётов, около 10 миллионов мин и снарядов.
Единственной нитью, связывающей блокадный город со страной, была «дорога жизни», вступившая в действие с 20 ноября 1941 года. Протянулась она от Ленинграда до Ладожского озера, а затем почти 30 км по льду - самый опасный участок, простреливаемый с вражеских огневых позиций. По ней из города вывозили детей, а в город везли муку, продовольствие, медикаменты. Так и неразгаданной тайной для фашистов был проложенный всего за 50 дней по дну Ладоги трубопровод, протяжённость 20 км, по которому ежедневно перекачивалось до 600 тонн бензина.
За 900 дней блокады от голода умерло 632 тысячи ленинградцев. Смерть свирепствовала и не щадила никого. Умирали молодые и старые, женщины и дети. Сначала слабели ноги и руки, затем немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Голодная кончина настигала людей везде. Они падали на улицах; в квартирах ложились спать и засыпали навеки. Часто жизнь ленинградцев обрывалась у станка. Ещё 17 тысяч погибло от бомб и снарядов, 44 тысячи жителей были ранены. Мёртвых увозили на окраину города, на огромный пустырь рядом со старой Пискарёвской дорогой. Так образовалось известное всему миру Пискарёвское кладбище.
Город умирал, но не сдавался. Подступы к блокированному Ленинграду стали своеобразными жерновами, в которых перемалывались немецкие дивизии. Именно здесь под Ленинградом впервые с начала войны немецкие оккупанты были остановлены, и уже не могли продвинуться вперёд ни на шаг. Но за месяцы блокады немцы создали мощную систему оборонительных сооружений.Расположенные вдоль дорог рабочие посёлки с каменными строениями были приспособлены к круговой обороне. Да и лесисто-болотистая местность создавала выгодные для врага условия боевых действий против наших наступавших войск. Прорыв столь прочной, заранее подготовленной обороны требовал от советских бойцов огромного физического и морального напряжения, воинского умения, большого мастерства командного состава.И он произошел. Небо над Невой прорезали огненные полосы залпов гвардейских миномётов - «катюш». С правого берега Невы - около 1900 орудий и крупнокалиберных миномётов и 100 - с Волховской стороны - грянула полевая артиллерия. Велась стрельба из тяжёлых морских орудий, поставленных на железнодорожные платформы. Так началась операция «Искра». После 2-х часовой артподготовки на Волховском фронте главный удар наносила 2-я ударная армия, южнее - 8-я армия, со стороны Ленинграда - 67-я армия.Их поддерживали 13-я и 14-я воздушные армии, морские пехотинцы, артиллеристы и лётчики Балтийского флота.18 января в районе рабочих посёлков № 1 и № 5 встретились войска Ленинградского и Волховского фронтов. Блокада была прорвана. А 27 января 1944 года Москва салютовала в честь полной ликвидации блокады Ленинграда.
Немедленно Государственным Комитетом Обороны было принято решение о строительстве железнодорожной ветки на только что освобождённой территории (между Ладожским озером и линией фронта образовался коридор шириной 8-11 км). Всего 18 дней понадобилось военным, железнодорожникам, чтобы построить дорогу в 30 км, соорудить 3 железнодорожные станции, 2 пункта водоснабжения, 4 линии связи, 27 мостов и свайно-ледовую переправу через Неву длиной 1300 метров. К началу февраля город располагал двумя коммуникациями, связывающими его со страной, - железной и ледовой дорогами. Основной поток грузов шёл теперь по железнодорожному пути.Битва за Ленинград послужила вдохновляющим примером не только для советских людей, но и для народов других стран антигитлеровской коалиции. Лондонское радио в январе 1944 года выразило оценку подвига защитников Ленинграда англичанами: «Своим мужеством, своей самоотверженностью население Ленинграда и героические солдаты, оборонявшие город, вписали самую замечательную страницу в историю мировой войны, ибо они больше, чем кто бы там ни было, помогали грядущей окончательной победе над Германией».Немалый вклад в эту победу внесли воины-сибиряки. В обороне Ленинграда и в прорыве блокады участвовало 10 сибирских стрелковых дивизий, 4 кавалерийские, 10 стрелковых и морских бригад, десятки тысяч лыжников. Орденом Красного Знамени награждены 5 сибирских дивизий, 2 дивизии стали гвардейскими, 7-ми дивизиям присвоены названия городов Ленинградской, Псковской и Новгородской областей, которые они освобождали. Удостоены звания Героя Советского Союза 25 сибиряков.Несколько десятков колыванцев и жителей сёл нашего района принимали участие в боях за Ленинград. Орденом Отечественной войны награждён Афонин Михаил Васильевич из Боярки. Более 20 человек были награждены медалью «За оборону Ленинграда». Среди них Дулин Дмитрий Иннокентьевич из Амбы, Дьячков Пётр Куприянович из Вьюнов, Воронков Михаил Иванович из Чауса, Горинов Николай Павлович из Новотроицка, Ермаков Павел Ермолаевич из Соколове, Титарев Филипп Афанасьевич, Носик Пётр Михайлович, Носков Григорий Федотович, Козырева Таисия Матвеевна, Мухоморова (Юртаева) Татьяна Никифоровна из Колывани и другие. Пережили блокаду и чудом выжили прожившие большую часть жизни в Колывани Штерн Мария Фёдоровна и Фридрих Фёдорович, Чакина Тамара Семёновна и др.
Материалы из фонда «Колыванского краеведческого музея»
Из воспоминаний санинструктора Юртаевой Татьяны Никифоровны: «Рота наша, в основном летом и особенно осенью 1942 г. подготавливала пути к Ладожскому озеру. Мне приходилось быть все время с ротой. Мне неудобно было выжидать несчастного случая, как санинструктору и я со всеми вместе грузила баржи. Однажды во второй половине дня, не помню, кажется в декабре 1942 г. был большой налёт вражеских самолетов на берег озера. К этому времени у нас было все готово. Во время бомбёжки жертв не было. Недалеко был небольшой дом, в котором было много молодых офицеров для переправки на тот берег, но переправляться по льду еще нельзя было. Палатка наша находилась в 3 км от трассы и часто подвергалась бомбёжке, а со стороны вражеского берега постоянно доносились пулемётные очереди, палатка наша связывалась с берегом при помощи телефона, иногда мы не получали свежих газет, но совинформбюро передавали тогда информацию по телефону, и я всегда со свежим материалом выходила к регулировщицам на дорогу, где проводила беседы. Каждый день наша маленькая палатка обогревала несколько замёрзших людей, чаще всего мне приходилось приводить замёрзших и многие из них знали, что попав на озеро, где-то там впереди они могут получить тепло, выпить горячего чая. Напротив нашей палатки стоял большой указатель, по которому находили нас. Многие из пехотинцев, шедших с восточного берега, промокшие насквозь, в нашей палатке обсушивались и следовали дальше…» (Материалы из фонда музея).
Вся земля под Ленинградом, где гремели бои, начинена железом, изрыта, изранена, пропитана кровью. Мужество защитников Ленинграда потрясло весь мир.
При подготовке использовались:
Фонд «Колыванского краеведческого музея»;
Интернет – ресурсы.