Ноябрь богат на праздничные дни, один из необычных - День сапожника, который приходится на 26 ноября. Праздник не является официальным и выходным днем. Первое подобие обуви появилось еще во времена палеолита, когда люди придумали надеть кожу животных на ноги, подкладывая внутрь солому для их защиты от повреждений и холода. С течением времени вид и качество обуви претерпели изменения, она стала более износостойкой, появилась возможность ее чинить и носить снова. Тогда и возникла необходимость в башмачниках — мастерах, которые изготавливали такую обувь, а также ремонтировали ее. Труд сапожника всегда был ручным, сложным и кропотливым. Спешность в этом деле могла все испортить. Для пошива и ремонта обуви использовалось множество инструментов. В старину вместо металлических игл в ход шли свиные щетинки, которые вкручивались в концы нити. Складной стул и кожаный передник были неотъемлемыми составляющими рабочего места такого мастера.
Начиная с XVIII века данное ремесло переросло в обувную промышленность. Обувь стала более доступной, ее было много и на любой вкус. По мере открытия фабрик и цехов, производство стало в большинстве своем автоматизированным, однако труд мастеров по ремонту до сих пор не изжил себя. Ведь любой вопрос, связанный с починкой любимых сапог, решит только он. Не мудрено, что со временем работа таких нужных мастеров по всему миру была замечена. Назрело решение отметить их нелегкий и кропотливый труд, выносливость, ответственность, с которой они подходят к работе. Так на календаре профессиональных праздников появился Международный день сапожника. В Колывани кожевенное дело развивалось успешно, спрос на продукцию в быстро растущем городе был высок. Продукт кожевенного производства – натуральная кожа, шёл на изготовление самых разнообразных предметов - деталей одежды, рукавиц, кошельков, сумок, ремней, чехлов для ножей и топоров, конской амуниции и пр. Однако наиболее сложным и массовым изделием являлась кожаная обувь. Ее назначение требовало от мастера умения изготавливать максимально удобные, влагонепроницаемые и износоустойчивые изделия.
Если на протяжении многих веков в России среди крестьянства самой распространенной обувью являлись лапти, то старожильческая Сибирь их не знала. Все ее население, включая и крестьян, носили кожаную обувь, чем немало гордились. Виды ее были довольно разнообразны: сапоги, чарки или чирки, коты, башмаки, ступни, поршни, ичиги, туфли, бродни.
Конечно, сапоги шили в основном долгими зимними вечерами, но в Сибири встречались и сапожники, ходившие из деревни в деревню и шившие обувь на дому заказчика. Деревенская молодежь считала особым шиком сапоги «со скрипом», для этого в подошву между слоями кожи сапожник вшивал пару пластинок бересты.Все обувщики делились на мастеров по видам изготавливаемой ими обуви: сапожники, чарошники или котовщики, башмачники или чеботники и т. п. Шитьем обуви занимались главным образом кожевники, поскольку у них на руках было готовое сырье. Уже в XVII в. ввоз обуви в Сибирь прекратился, так как обходились обувью собственного изготовления, поскольку она была значительно дешевле привозной. Постепенно профессия сапожника становится потомственной, происходит некоторое сокращение их числа, но зато возрастает объем изготавливаемой продукции, что говорит о более интенсивном росте производства. Возрастает конкуренция на рынке и для того, чтобы выжить, ряд мастеров вынуждены отказываться от других занятий, а сосредоточиться лишь на производстве обуви.Мастер - художник, человек обладающий талантом или хотя бы стремлением сделать не хуже других, - каждому звену своего профессионального цикла придает слегка ритуальный, торжественный смысл.
Так, сапожник, придя к заказчику и разложившись со своим инструментом на лавке напротив окна, начинает вначале замачивать кожу. Хорошо выделанный товар - залог сапожной удачи. Так вновь объявляется взаимная связь, зависимость в труде от других дел и людей. Если кожевник выделал кожу плохо, сапожнику не позавидуешь.Сапожники в Колывани были людьми уважаемыми, а успешные в своём деле, довольно зажиточны. Об этом свидетельствуют документы и фотоматериалы, имеющиеся в нашем фонде. Глядя на хорошо одетых членов семей мастеров-сапожников, можно сделать вывод о том, что эти мастера могли обеспечить своих домочадцев и добротной одеждой, да и дома хорошие выстроить. На представленных ниже фотографиях - известный мастер – обувщик М.В. Лаптев и его сестры. Судя по фамилии, его далёкие предки тоже занимались изготовлением обуви. О достатке семьи свидетельствуют дорогие наряды этих молодых женщин, сшитые по последней моде того времени.
В обуви талантливого мастера по пошиву модельной обуви Мартемиана Владимировича Лаптева ходили не только колыванцы. Пер Эвинд Свинхувуд с 1931 по 1937 годы президент Финляндии, отбывая ссылку в Сибири, провел в Колывани почти два года с мая 1915 по февраль 1917 года. Ссыльный политик заказывал себе обувь только у этого обувщика, об это стало известно из рассказа его внука Хейкки (пастора лютеранского прихода в Луумяки в Финляндии), посетившего Колывань со своими прихожанами в начале 2000-х годов. Внук был настолько впечатлен рассказами деда, что решил сам познакомиться с местами, связанными с его именем.
Нередко мастеровые люди, переселившиеся сюда из разных мест, крепко становились на ноги. Так крестьянин Тамбовской губернии – Иван Емельянович Павлов приехал с семьёй в Сибирь в 1885 году. Открыл сапожную мастерскую и добился успеха в этом деле. Талантливый обувщик шил модельную и повседневную обувь. Построил для своей семьи большой дом, где на первом этаже размещалась сапожная мастерская, а на втором располагались жилые комнаты. В семье Павловых было пятеро детей: Василий, Иван, Фёдор, Парасковья и Наталья.
Есть фотографии членов семьи и фотография дома Павловых (в настоящее время утрачен), предоставленные потомком этой замечательной фамилии по линии Парасковьи (дочери сапожника Ивана Емельяновича Павлова) – Алевтиной Степановной Тарховой.В смутные времена революции и гражданской войны судьбы членов этой семьи сложились по-разному и, к сожалению, не у всех благополучно. Василий Иванович Павлов был расстрелян, как «враг народа», а о судьбе Натальи и Ивана ничего не известно. Фёдор Иванович Павлов пошёл по стопам своего отца и уже в советское время работал директором сапожной мастерской в Омске.
Из списока фамилий колыванских сапожников видно, что ремесло это, часто было семейным делом (Горбачёвы, Груздевы, Лаптевы, Митрошины, Монаковы и др.)
Интересное из истории обуви
- Первые письменные упоминания об обуви относятся к Древнему Египту. Тогда обувь создавали из папируса. Однако привилегией носить ее обладали лишь фараоны.
- В античности ходить обутыми разрешалось только свободным людям. Рабы не имели права обуваться.
- В Древней Греции придумали шить обувь на разные ноги по лекалам. До этого ее шили одинаковой, не разделяя на левую и правую. Окончательно этот стандарт закрепился к XIX веку.
- Каблуки появились в эпоху Возрождения. Долгое время они являлись атрибутом лишь мужской обуви.
- В XVIII веке на мужских ботинках стали использовать пряжки, банты, шнуровки. В конце века известный сапожник того времени придумал шить обувь по определенным размерам. На Руси в этом же веке были изобретены валенки, которым не были страшны даже самые суровые морозы.
Поговорки
«Сапожник без сапог»
«У сапожника башмаки всегда худые»
«Что б то был за сапожник, если б на одну колодку все сапоги шил»
«Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник»
И в наше время в Колывани есть настоящие мастера своего ремесла – сапожники. Один из них - Мифтахутдинов Тахир Гайнутдинович.